Как новые технологии меняют жизнь югорчан - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

Как новые технологии меняют жизнь югорчан

16

марта, 2023

IoT_plus_BLU.png
Развитие цифровизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре идет семимильными шагами. Для югорчан уже стали нормой виртуальные концертные залы Ханты-Мансийска и Сургута, телемедицина с возможностью получать онлайн-консультации, социальные мобильные приложения. Как результат – постоянная «прописка» в топе специализированных рейтингов. Из последнего: в конце 2022 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отметил, что округ выбился в лидеры среди всех субъектов по показателям цифровой зрелости, уступив лишь Липецкой области. Такие данные приводит деловой портал TAdviser.

Одним из ключевых моментов стратегии цифровизации является развитие сети «интернета вещей» или NB-IoT. Говоря простыми словами, это концепция самостоятельного взаимодействия подключенных к сети устройств без участия человека.
Group_190_1.png
Согласно данным аналитического агентства ONSIDE, за 2022 год совокупные затраты государства и бизнеса на внедрение решений на базе технологий интернета вещей и межмашинного взаимодействия выросли на 6% по сравнению 2021 годом и составили 113,9 млрд рублей. А к началу 2023 года общее количество подключенных IoT-устройств в России выросло до 55,8 млн штук.

По прогнозам экспертов, среднегодовые темпы роста Iot-решений в ближайшие пять лет могут превысить 100%. Логика проста: продукты и сервисы на основе интернета вещей становятся доступнее, а значит активнее используются населением и бизнесом в разных сферах: медицине, торговле, строительстве. Подобных примеров немало и в Югре, ниже мы расскажем о некоторых из них.

«Цифра» для коммунальной сферы


Цифровые технологии позволяют предприятиям жилищно-коммунальной отрасли закрывать сразу ряд важных вопросов. Сюда можно отнести и возможность представителей УК и ТСЖ дистанционного сбора показаний счетчиков воды, газа и электроэнергии, отслеживание работы и маршрутов техники и персонала, проведение мониторинга оборудования и т.д. При этом всю работу берет на себя электроника, исключая «человеческий» фактор, поэтому ошибки сведены к нулю. В результате в выигрыше остаются все: компании работают более эффективно, а жильцы получают их услуги бесперебойно и без переплат.

Интересный проект в сфере ЖКХ был реализован ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» и компанией МТС в одной из многоэтажек Радужного. Здесь на дверях чердака установили умные датчики, работающие на сети интернета вещей. Принцип их работы прост: если кто-то попытается из хулиганских целей проникнуть на крышу здания, диспетчер мгновенно узнает об этом через SMS-оповещение. После этого на место срабатывания сигнала выезжает бригада для проверки.

«Система удаленного мониторинга позволила нам существенно сократить материальные и временные затраты на выезды сотрудников к месту нарушений, исключить вызовы милиции, а главное — свести риски возможных несчастных случаев к минимуму. В дальнейшем планируем масштабировать это цифровое решение в обслуживаемых микрорайонах», — делится удачным опытом директор ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» Наталья Петухова.


Сохранить наследие


В некоторых случаях микроклимат внутри помещения решает буквально все. Яркий пример – библиотеки и архивы, где хранятся уникальные исторические документы или старинные книги. Оптимальные условия их хранения – это температура в пределах 17-19 градусов по Цельсию и относительная влажность воздуха порядка 50-55 %. До недавнего времени мониторинг показателей, равно как и поддержка их в нужном диапазоне, оставались исключительно задачей (и, думается, головной болью) сотрудников организаций. Но прогресс внес свое коррективы, существенно упростив процессы.

Установка системы дала возможность сотрудникам архива контролировать микроклимат в режиме 24/7. При любом отклонении от заданной нормы информация незамедлительно поступает по сети WI-FI на компьютер или телефон. Что удобно, все графики хранятся в облачном сервисе, а значит в любой момент можно подсмотреть, какая температура была на объекте в тот или иной промежуток времени.

«Раньше в архивах Югры были простые комнатные термометры, затем их сменили электронные датчики. Однако, чтобы считать информацию, работникам приходилось дважды в день открывать хранилище. При этом внутрь неизбежно попадали потоки теплого воздуха извне, что очень негативно отражается на сохранности бумажных носителей, связанных с историей развития Югры, наследием малочисленных народов Севера. Мы долго изучали, какие умные технологии позволили бы нам исключить эти манипуляции и вести круглосуточный мониторинг микроклимата без вмешательства человека. Остановились на IoT-решении «Цельсиум» от МТС», — рассказывает директор Государственного архива Югры Вячеслав Комаров-Распутин.

Данный опыт легко перенести в иную сферу. К примеру, особенно капризны к переменчивой температуре медикаменты и химия, а повышенная влажность губительна для некоторых видов аппаратуры. По этой причине климатические датчики стали востребованным решением в самых различных областях по всей стране: не только в библиотеках и музеях, но и пищевой и фармацевтической промышленностях, на складах и производстве.


На службе у тепловых компаний


Ресурсоснабжающие компании считаются экспертами одним из самых перспективных направлений с точки зрения применения и развития интернета вещей. Например, применение автоматизированной информационной системы для поиска поврежденных участков теплосети или водопровода позволяет более эффективно выявлять место неисправности. В иных случаях благодаря датчикам аварию удается не просто оперативно устранить, но и предотвратить.

Подобный проект был реализован недавно в Нефтеюганске. ОАО «Югансктранстеплосервис» оснастила smart-датчикам от компании МТС самый протяженный трубопровод города, который «питает» десятки промышленных площадок ТЭК, а также удаленный жилой поселок «Су-62». IoT-устройства позволяют диспетчерам тепловой компании дистанционно в режиме онлайн следить за показателями температуры воды и давления внутри магистрали, а в случае отклонения нормативов на 2-3 единицы получать оповещения на смартфон и предпринимать меры по необходимости.

«Эффект был заметен сразу: уменьшилось количество обращений от населения, подача воды и тепла происходит без сбоев. Всерьез думаем масштабировать это решение, поскольку проверили и смогли оценить его в действии», - прокомментировал генеральный директор ОАО «Югансктранстеплосервис» Иван Мурзин.


SHUM0539.jpg

«Возможности интернета вещей в ХМАО безграничны. Среди самых востребованных сценариев применения IoT-технологий — интеллектуальные системы для транспорта и умные системы учета расхода воды и энергоресурсов. На основе IoT можно внедрить современные системы мониторинга, видеоаналитики, применять технологии Big Data и искусственного интеллекта, которые могут быть высоко эффективны в Югре. Уверен, что наши технологичные решения будут востребованы в промышленности, ЖКХ, строительстве и других стратегически важных сферах экономики округа», – прокомментировал директор департамента по работе с корпоративными клиентами филиала МТС в ХМАО Артем Ладьянов.