30 октября в Ханты-Мансийске прошла конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест - стратегия роста для России» - Технопарк высоких Технологий ХМАО-Югры

Стать
резидентом

Стать
резидентом

30 октября в Ханты-Мансийске прошла конференция «Создание высокопроизводительных рабочих мест - стратегия роста для России»

2

ноября, 2017

Экспертный центр при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей провел анализ показателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предмет возможности создания высокопроизводительных рабочих мест.

В Югре в 2016 г - 367 тысяч единиц ВПРМ:

  • Отрасли-лидеры по числу рабочих мест в 2016 г.: добыча полезных ископаемых – 337,2 тыс. ед.; финансовая деятельность – 265,9 тыс. ед.; строительство 127,5 тыс. ед.; транспорт и связь 106,0 тыс. ед.; операции с недвижимым имуществом – 90,7 тыс. ед.; оптовая и розничная торговля и ремонт 68,6 тыс. ед.; производство и распределение энергетических ресурсов – 53,1 тыс. ед.; предоставление прочих услуг – 30,4 тыс. ед.; гостиницы и рестораны – 13,9 тыс. ед.; производство нефтепродуктов – 13,6 тыс. ед.
  • По числу ВПРМ с большим преимуществом лидирует добыча полезных ископаемых (218,7 тыс. ед.). Далее следуют сектор транспорт и связь (40,3 тыс. ед.), производство и распределение энергетических ресурсов (35,6 тыс. ед.) и строительство (16,0 тыс. ед.).
  • Среди отраслей обрабатывающей промышленности в топ-10 по числу ВПРМ вошли также отрасли производства машин и оборудования (2,2 тыс. ед.), производства электрооборудования (1,5 тыс. ед.) и производства транспортных средств и оборудования (0,9 тыс. ед.).
  • По объему добавленной стоимости на 1-м месте добыча полезных ископаемых (1107,0 млрд руб.). На 2-м месте – производство и распределение энергетических ресурсов (103,3 млрд руб.). На 3-м – транспорт и связь (84,5 млрд руб.).
  • В топ-10 отраслей по доле ВПРМ в общем числе рабочих мест вошло: на первом месте - производство нефтепродуктов (99,9 %). Далее – рыболовство (99,2%) и государственное управление (69,1%). В других отраслях доля ВПРМ ниже составляет от 70 до 50%.

Потенциал создания ВПРМ в ХМАО - Югре оценивается экспертами, как высокий:

В случае выполнения Стратегии Роста в полном объеме и при условии благоприятной экономической конъюнктуры регион – за счет улучшения соотношения риск/доходность – сможет увеличить число ВПРМ до 585 тыс. ед. (+210 тыс. ед.)3 к 2020 г. При наличии внешних факторов, ограничивающих экономическую конъюнктуру, реализация этого потенциала возможна к 2025 г.

Что нужно для того чтобы реализовать потенциал?

Первое - реализовать ключевые кластерные и иные проекты, точки роста:

  • Создание мощностей по переработке низкокачественной древесины и выпуску смол в Советском районе.
  • Модернизация мощностей по заготовке и переработке древесины в Советском районе.
  • Cоздание производственного комплекса по обогащению кварцевого сырья и выпуску продукции для наноэлектронной, оптической, светотехнической и химической промышленности в городе Нягань.
  • Модернизация мощностей по производству МДФ в Кондинском районе.
  • Реконструкция рыборазводного завода по воспроизводству ценных видов рыб в средней Оби в городе Ханты-Мансийске.
  • Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мостовых переходов через реку Обь в Сургутском районе, в Октябрьском районе.
  • Создание и эксплуатация на основе концессионного соглашения (соглашения о ГЧП) мощностей по хранению и переработке твердых бытовых отходов в Нефтеюганском, Нижневартовском, Ханты-Мансийском районах.
  • Добыча и переработка твердых полезных ископаемых (горнопромышленный кластер) в Березовском районе.
  • Создание индустриальных (промышленных) парков, промышленного технопарка Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Второе - реализовать на региональном и федеральном уровне системные решения, направленные на стимулирование бизнеса к созданию ВПРМ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

  • Переход к умеренно-мягкой денежно-кредитной политике (количественное смягчение – вариант для России).
  • Денежно-промышленная политика: обеспечение долгосрочного кредита экономике по конкурентным ставкам.
  • Ограниченное стимулирование спроса и создание новых рынков, в том числе необходимо стимулирование внутреннего спроса как основного драйвера экономического роста, прежде всего, на продукцию отдельных производственных секторов, обладающих максимальным мультипликативным эффектом, и создание условий для развития конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт. Целесообразно разработать директивные планы для компаний с государственным контролем. В сфере государственных закупок следует: сократить сроки доведения средств бюджета до бюджетополучателей; стимулировать аутсорсинг во взаимодействии малого и среднего бизнеса и компаний с государственным участием с целью увеличения доли участия производственных субъектов МСП в закупочной деятельности госкомпаний.
  • Снижение тарифов на услуги инфраструктурных и сырьевых монополий за счет повышения их эффективности.
  • Проведение налоговой реформы, стимулирующей качественный экономический рост, в том числе следует повысить эффективность налогового администрирования, упростить систему отчетности, создать систему налоговой мотивации муниципалитетов и субъектов РФ по развитию бизнеса и привлечению инвестиций, необходимо перераспределение источников налоговых доходов между различными уровнями бюджета. Целесообразно принять федеральный закон, закрепляющий общие принципы установления, введения и взимания неналоговых платежей, а также общие правила их администрирования.
  • Существенное снижение административного давления на бизнес.
  • Проведение судебной реформы.
  • Проведение реформы уголовного экономического законодательства.
  • Повышение уровня и качества жизни. Следует исходить из принципа, что расходы бюджета на социальную сферу - это не безвозвратные субсидии, а инвестиции в человеческий капитал, а значит в экономический рост и увеличение доходов бюджета.
  • Электронная (цифровая) экономика.
  • Активизация, введение в коммерческий оборот «спящих» имущественных и земельных активов государства, в том числе необходимо усовершенствовать порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, упростить процедуру оспаривания, установить четкие требования к оценке и учету кадастровой стоимости, повысить ответственность оценщиков.
  • Пространственное развитие, предполагающее в качестве основной единицы территориально – отраслевой политики - города с населением 250-500 тысяч (для регионов с малой концентрацией населения 100-150 тысяч человек), а не многомиллионные агломерации.
  • Открытая экономика, место России в международном разделении труда.

Примечание:

Подробное описание основных системных решений в Стратегии Роста- www.институтроста.рф

«Стратегия Роста». Присоединяйтесь: