ОТРК «Югра»: «Будут тушить лесные пожары уникальным методом. Резиденты югорского Технопарка тестируют новый самолёт-амфибию»

Программа «Новости Югры», ОТРК «Югра»

Загрузка плеера

В Ханты-Мансийске провели испытания инновационной системы для тушения локальных лесных пожаров. Устройство для забора и сброса воды устанавливается на легкомоторный гидросамолет. Это позволяет оперативно и с большей точностью тушить очаги возгорания, тратя значительно меньше времени и ресурсов, чем при использовании традиционной пожарной авиации.

Легкомоторный «Корвет» проходит предполётное обслуживание. Пилот и оператор установки тушения пожаров проверяют работоспособность всех систем. Инновационное устройство разработала фирма – резидент югорского Технопарка. По словам изобретателя системы Сергея Жильцова, ничего похожего в мире пока нет. Для полевых испытаний разожгли костёр.

Традиционная пожарная авиация такой огонь не тушит – не те масштабы. Легкомоторный «Корвет», оборудованный системой забора и сброса воды, может приступить к тушению сразу после обнаружения – прямо во время патрулирования.

Лёгкий и маневренный «Корвет» ЧЕ-22, выпускаемый в России, наполняет две пластиковые ёмкости на глиссирующем полёте за восемь секунд. Для этого подходит любой водоём длиннее двухсот и шире двадцати метров. К слову, пластик, из которого делают мешки для воды, быстро разлагается на солнце и не загрязняет природу. Низкая скорость полета позволяет хорошенько прицелиться и отправить водяную бомбочку в самый огонь.

По словам Сергея Жильцова, у этой системы целый ряд преимуществ перед большой авиацией. Во-первых, здесь один и тот же самолет занимается и патрулированием, и тушением пожара. Во-вторых, себестоимость часа работы «Корвета» составляет около 25 тысяч рублей. Для МИ-8 цена на порядок выше. И в-третьих, точность – попасть небольшой ёмкостью с водой в очаг возгорания намного проще, чем поливать его с высоты из пятитонного колокола.

Сергей Жильцов, исполнительный директор «Испытательного центра гидроавиационных технологий»: «Пожар был потушен. Пришлось делать семь-восемь заходов на данный учебный пожар. Но мы добиваемся тушения в три-четыре захода».

Разработка системы велась под патронажем югорского Технопарка. Как говорит Сергей Жильцов, организация оказала его фирме ощутимую помощь – это бесплатная госуслуга по патентованию изобретения, реклама метода тушения, экспонирование на профильных выставках. Сейчас система проходит процедуру получения авторского свидетельства. Изобретатель рассчитывает, что его разработка заинтересует службы авиалесохраны и МЧС.

Павел Желтов, Югрий Гурьев